Необходимость разработки методологии практического использования музыки в пластическом театре обусловлена тем, что на сегодняшний день не существует ни одного теоретического либо практического труда для режиссеров пластического театра, театральных композиторов и музыкальных редакторов, в котором были бы изложены принципы разработки музыкального решения пластического спектакля, закономерности введения музыки, технология организации музыкального ряда. Актуальность такой методики предопределяется растущим интересом к пластическому искусству, увеличением числа профессионально ориентированных режиссеров пластического театра. В пластическом театре существует теснейшая взаимосвязь движения и музыки, в этом – его специфика.
Современным пластическим театром накоплен достаточный опыт для осмысления некоторых закономерностей функционирования музыки в спектакле. И если тема синтеза музыки и хореографии проработана достаточно глубоко, то место и функции музыки в пантомиме и современном пластическом искусстве, которое представляют такие знаковые фигуры как Марсель Марсо, Гедрюс Мацкявичюс, Пина Бауш, Саша Вальц, Матс Эк, Джеймс Тьерри и многие другие, недостаточно изучено и не определено.
Исходя из учебных, научных и творческих интересов возникла необходимость создания методики, которая явилась бы необходимым теоретическим и практическим подспорьем для режиссеров при создании музыкальной концепции спектакля, в работе с музыкальными текстами, компиляции музыкальных произведений или фрагментов. На кафедре пантомимы и пластической культуры театра при АПРИКТ созданы различные формы обучения по курсу с общим названием «Музыка в пластическом театре».
В 2014 году опубликовано методическое пособие «Музыка в аспекте режиссуры пластического театра»
Музыка в аспекте режиссуры пластического театра (методическое пособие)
/выходные данные: Бабич Н.Ф. Музыка в аспекте режиссуры пластического театра: Методическое пособие. — Ростов н/Д: ИП Поляков Д.Ю. 2014. — 64 с. ISBN 978-5-904079-85-6/
В 2015 году опубликована программа профессиональной переподготовки «Режиссура пластического спектакля на основе музыкальной драматургии».Вы можете ознакомиться с пояснительной запиской и Учебным планом ниже.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса
Создание курса продиктовано растущим запросом на профессиональное применение музыки в сфере музыкально-пластического искусства. Общей проблемой, существующей как в пластическом, так драматическом театрах, является отсутствие четко сформулированных единых принципов введения музыки, вытекающих из специфики синтеза искусств – музыки и слова, музыки и пластики, музыки и драмы.
Программа профессиональной переподготовки «Режиссура пластического спектакля на основе музыкальной драматургии» является оригинальной разработкой методов пластической трактовки музыки и взаимодействия с музыкальным материалом в пластическом театре. Актуальность и новизна программы подтверждается, с одной стороны, полным отсутствием теоретических разработок либо методических пособий по этому направлению, с другой – потребностью в выверенной и опробованной на практике методики, позволяющей профессионально овладеть искусством пластической режиссуры музыки, введения последней в драматический план спектакля. Интерес современного театра к пластической выразительности и различным формам пластического синтеза неуклонно растет, что предопределяет перспективность и востребованность данного курса также в других видах театра.
Цель курса
Программа учитывает требования государственного стандарта высшего профессионального образования по аналогичным дисциплинам (например, «музыка в театре» для актёров и режиссёров театральных вузов) и дополняет их новым, экспериментальным аспектом содержания. Программа предназначена для слушателей театральных факультетов по специальности «актёр и режиссёр пластического театра».
Структура программы разработана с учётом специфики преподавания музыки слушателям, не имеющим музыкального образования. В то же время она призвана дать не только общее представление о роли музыки в различных видах театра, таких как драматическом, балетном, пантомимическом и др., но и привить конкретные навыки в профессиональном использовании музыкального материала в актёрских голосовых тренингах и актёрско-режиссёрском поиске пластического и звукового решения художественного образа и спектакля.
Изложение материала выстроено по принципу последовательного изучения базовых понятий, освоения базовых практических навыков и расширения диапазона использования музыки по мере усвоения понятий.
Основной целью курса является повышения качества профессиональной подготовки актёров и режиссёров посредством формирования у них сознательного отношения к применению музыки в тренингах и работе над ролью и спектаклем, в создании целостного сценического произведения.
Данный курс не является основной программой преподавания музыки у слушателей дневной формы обучения в театральных вузах, не рассчитан на изучение истории музыки. Он представляет собой новый подход к предмету, позволяющий, как надеется автор, углубиться в суть проблемы, стать на путь экспериментирования, найти собственные методы использования музыки в актёрской и режиссёрской практике.
Задачи курса
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
— систематизация, углубление и коррекция уже имеющихся у слушателей знаний;
— усвоение слушателями новых систематических знаний в области структуры и содержания музыкальных произведений, роли музыки в поиске пластического решения спектакля, музыкально-театральной терминологии;
— достижение свободной ориентации слушателей в информативном поле европейской музыкальной культуры различных эпох;
— получение навыков создания сценического образа, сценического звукового пространства и цельного сценического произведения с применением новых методов взаимодействия с музыкальным материалом, ведущих к повышению качества профессиональной продукции;
— освоение новых, полистилистических тенденций в музыке театра постмодерна;
— знакомство с технологическими приёмами монтажа музыки.
Перечисленные задачи определяют и требования к уровню усвоения курса слушателями.
Вышесказанное определяет методику обучения. Она строится на сочетании лекционных, семинарских занятий, тренингов и самостоятельной работы слушателей.
Место курса в профессиональной подготовке слушателей.
Актёру и режиссёру театра любого направления необходимо ориентироваться как в исторической, так и современной многостилевой полисемантической картине профессионального искусства. Место музыкального искусства в театре определяется видом театрально-музыкального синтеза. В пластическом театре музыка играет одну из главных ролей, выполняет основополагающую структурирующую и драматическую функцию. Поэтому владение системными знаниями в стилевом, жанровом, формомодулирующем аспектах музыки необходимо в театральной профессии.
Для актёра современного пластического театра представляется важным владеть не только высоким мастерством актёрской техники, но и владеть голосом, уметь слушать и слышать музыку различных эпох и стилей, переплавлять звуковые впечатления в пластические образы.
Для режиссёра современного пластического театра мы видим необходимость в умении находить неординарные музыкальные решения, способности изобретения всё новых актёрских тренингов, путь к которым открыт через взаимодействие с музыкальным искусством.
Программа рассчитана на 252 ак\ч.
Требования к уровню освоения содержания курса
По завершении курса слушатель будет:
ориентироваться в существенных вопросах музыкознания, касающихся музыкальной формы, структуры, стилей, жанров, видов музыкально-сценического синтеза и их специфики;
знать и понимать закономерности взаимодействия музыки и пластики в пластическом театре, а также других видах театрально-музыкального синтеза;
применять полученные знания при создании музыкального решения спектакля, миниатюры, уличного шоу и др. театральных форм;
уметь обсуждать профессиональные вопросы музыки в спектакле с композитором;
создавать сценические постановки на основе музыкальной драматургии;
использовать методы импровизации на музыку, полученные в течение курса, для создания собственных тренингов и импровизаций.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
курса переподготовки по программе
«Режиссура пластического спектакля на основе музыкальной драматургии»
Категория слушателей: режиссеры различных видов театра, актеры профессионального и самодеятельного театра, специалисты учреждений культуры и учреждений культурно-досугового типа.
Срок обучения: 5 сессий по 30 календарных дней.
Форма обучения: заочная.
Режим занятий: не более 8 учебных часов в день.
№ |
Наименование разделов |
Всего(часов) |
Формы работы |
Самост. работа |
|
Лекции |
Практич.работа |
||||
1. |
Музыкальная синтактика. Содержание музыки |
72 |
44 |
8 |
20 |
2. |
Пластические актерско-режиссерские этюды на музыку |
84 |
24 |
36 |
24 |
3. |
Музыкальное решение: концепция и технология |
72 |
72 |
||
4. |
Основы режиссерского анализа музыкально-пластических произведений |
24 |
20 |
4 |
|
ИТОГО (включая самостоятельную работу): |
252 |
160 |
44 |
48 |
|
Консультации* |
24 |
* Не более 15% от количества часов, выделенных на учебный курс.